Авторы:
Мирошниченко Д.А.
Денис Александрович Мирошниченко – кандидат экономических наук, региональный представитель ООО «Зана Рус» в Южном федеральном округе.
Клавдиенко Н.В.
Николай Васильевич Клавдиенко – кандидат технических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры высшей геодезии и фотограмметрии Донского государственного технического университета.
Аннотация
Статья посвящена особенностям методики оценки качества на предприятии розничной торговли. Отмечается, что формальный подход к созданию и интеграции системы менеджмента качества (СМК) и получение соответствующих сертификатов не решает всех проблем, связанных с конкурентоспособностью и повышением экономической результативности деятельности предприятия. Необходима оценка эффективности СМК. Дается обзор существующих методов оценки эффективности систем управления качеством. Указывается, что одной из основных трудностей при оценке эффективности СМК является отсутствие унифицированной методики оценки. В этих условиях предприятие вынуждено осуществлять выбор из огромного количества существующих методик оценки, что нередко приводит к ошибкам. Указывается, что наиболее предпочтительным вариантом для предприятия является разработка собственной методики, учитывающей все особенности предприятия. Отмечается, что для непроизводственных (торговых) предприятий при формировании и оценке СМК особое внимание должно быть уделено процессам обработки заказа, поставки продукции и послепродажному сервису. При этом методики оценки СМК для предприятий оптовой и розничной торговли могут иметь определенные различия и использовать бальную систему, соответствующую разработанной методике оценки.
Ключевые слова
Оценка качества; система управления качеством; эффективность СМК; унифицированная методика азимут; аудит; система сбалансированных показателей; модель Нейселя; модель индексного нормирования; оценка результативности; процессный подход.
Библиография
1. В.В. Ефимов, Управление качеством: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2000. – 141 с.
2. Самородов В.А. Разработка и оценка результативности системы менеджмента качества промышленного предприятия. – Автореферат. – М.: 2004.
3. Ларцева Т.А. Оценка эффективности системы менеджмента качества и управление затратами предприятия. [Электронный документ]. (http://www.aae-press.ru/j0056/art006.htm). Проверено 30.10.2014.
4. Еленева Ю.Я., Просвирина М.Е., «Теоретические основы создания методов оценки систем менеджмента качества организаций» // Качество, Инновации, образование. – 2003 - №3.
5. Лабынцев Н.Т., Попова Т.Д. Учет и аудит затрат на улучшение качества продукции и услуг (Серия "Библиотека журнала "Бухгалтерский учет""). – Новочеркасск: Бухгалтерский учет. – 2004. – 134 стр.